ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Заказать инкассацию

+7 903 292-11-75(круглосуточно) 

 

Дежурный телефон

+7 495 582-42-90 (круглосуточно)

Заказать охрану объекта

+7 916 270-18-75   +7 906 058-69-14 (круглосуточно)

Центр Профессиональной Подготовки

+7 495 582-42-91 (с 8:00 до 18:00)

Спортивно-Стрелковый клуб

+7 495 582-42-92 (с 8:00 до 21:00)

 

ava1
Рубрику ведет Председатель правления
Объединения "Глобал-Безопасность",
доктор экономических наук, профессор
Королёв Михаил Иванович
 
 

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

 SOL9466

 

Приветствую всех, кто интересуется развитием охранного бизнеса. Как и любой другой бизнес, наше направление имеет множество факторов, от которых зависит успешная работа. Все знают, что компании, занимающиеся инкассацией, сопровождением грузов, охраной объектов, подчиняются жесткому регламенту, но при этом имеется множество нюансов, которые необходимо знать и учитывать.  За годы работы, я накопил большой опыт и хочу поделиться им с Вами. Публикации в моей колонке эксперта будут выходить еженедельно. А если Вы захотите что-то обсудить или спросить, я с удовольствием отвечу Вам. Пишите Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность", 

доктор экономических наук, профессор

Королёв Михаил Иванович

Данной статьей, впрочем, как было сказано ранее, мы хотим сподвигнуть заказчика заключать договор охраны груза при его транспортировке во избежание  возможных издержек.

Известно, что, несмотря на строгие инструкции, которые получает обычно перевозчик от экспедитора, а также на существование очевидной ответственности перевозчика по доставке груза сохранным образом, водители, доставляющие груз, часто не присутствуют в момент разгрузки и не участвуют в подсчете количества доставленных мест. Обычно основное их внимание сконцентрировано на обеспечении сохранности и целостности транспортного средства  и наложенных  на груз пломб. В связи с этим существует вероятность того, что какой-либо представитель склада либо представитель получателя, а при перегрузке из машины в машину просто грузчики, в отсутствие третьей независимой стороны, просто фальсифицируют результаты подсчета количества доставленных мест. Водитель попадает в ситуацию, когда он не может проверить результаты разгрузки и вынужден соглашаться с ними, поэтому позволяет делать запись в транспортных документах о недостаче, которой в действительности не было и которая, по сути, была просто кражей. Водители, доставляющие груз, к концу перевозки могут остаться без достаточных средств для проживания, например, когда машина находится на таможенном терминале, пломбы с машины сняты во время первичной таможенной проверки, но начало таможенного оформления груза и, следовательно, завершение пере­ возки затягивается по вине получателя, который просто не оформил вовремя свои финансовые взаимоотношения с таможней, либо  умышленно  затягивает  этот  процесс. В этом случае водитель может получить от стороннего лица или представителя получателя,  информированного о его положении, неофициальное предложение в качестве компенсации продать несколько единиц доставленного груза. Его могут заверять, что лично ему ничего за это не будет, поскольку груз был доставлен вовремя, под оригинальными нетронутыми пломбами, а документы будут оформлены без серьезных замечаний. Поскольку разгрузка происходит уже на другом складе, недостача все же фиксируется и соответствующая запись в накладной появляется. Очевидно, что в этом случае имеет место кража, совершенная самим водителем.

Иногда поводом для подобного действия водителя могут служить неправомочные действия некоторых сотрудников известных государственных служб, которые осуществляют изъятие груза в количестве одной - двух единиц без оформления соответствующего акта, в нарушение совершенно конкретных ведомственных инструкций. При этом у водителя, несмотря на 100%-ную гарантию обеспеченности его права, недостает принципиальности настаивать на получении соответствующей записи в транспортных документах или самого акта изъятия.

При доставке груза, по которому уже имеются сведения о недостаче или факте кражи  его части, на складе у прямого или промежуточного получателя, у некоторых его сотрудников возникает соблазн дополнительной кражи. Такие факты имеют место, однако свидетельства по данным событиям собираются весьма сложно.

Кражи  грузов  без видимых  следов  проникновения в места их хранения во время перевозки.

Особенность данного вида краж - профессиональное знание практики обработки грузов в местах их приема­ передачи (порты, стоянки таможенные терминалы), конструкций транспортных средств, контейнеров, трейлеров, а также  конструкций  пломб  и  использование этих знаний в преступных целях для проникновения внутрь и изъятие части или всего груза. Подобный тип хищений можно отнести к разряду заранее организованных, так как он должен обеспечиваться, например, либо специальной подготовкой контейнера или трейлера, изготовлением приспособлений, фальсифицирующих оригинальные пломбы, либо специальными средствами, позволяющими осуществлять неразрушающее вскрытие транспортного средства или контейнера, или наложенных на них пломб. С точки зрения  технического исполнения, наиболее простой способ  проникновения в контейнер или трейлер - подмена и фальсификация пломб. Очевидно, что фальсификация или подмена пломб распространяется не на все их виды, а чаще на номерные свинцовые либо ленточные. При подмене пломб преступник использует недостаточную ответственность и осведомленность получателя, а также отсутствие у получателя заранее сведений об особенностях, конструкции и даже номерах оригинальных пломб. Более того, преступники вполне осведомлены, что получатель часто не сохраняет пломбы после разгрузки и они могут оставаться либо у сотрудника таможни, в общей куче с другими, либо у водителя, либо быть выброшенными.

Поэтому водителю, участвующему в хищении, достаточно просто снять пломбы по дороге, изъять часть груза, навесить похожие, но не оригинальные пломбы, а при вскрытии контейнера или трейлера, как правило, при таможенном контроле, забрать снятые, показав дома оригинальные. Для осуществления всех этих манипуляций достаточно заехать в условленное место и иметь набор заготовок для пломб и пломбиры с наборной обжимной частью. Данной возможности проведения манипуляций с грузом можно избежать, заключив договор на вооруженную охрану груза при его транспортировке. На существование подобного способа хищения указывает тот факт, что хищения чаще обнаруживаются в контейнерах или трейлерах, опломбированных свинцовыми или ленточными пломбами, в сравнении с транспортом, опломбированным стержневыми пломбами. В отношении последних существуют свидетельства, что их можно все-таки вскрывать, используя специальное механическое приспособлении, которое применяют одновременно с контактным нагревом замка пломбы. Однако подобный способ не может иметь широкого распространения из-за своей технической сложности. Известны случаи, когда  отправитель,  работающий с постоянным партнером, которому поручена процедура отправки груза в Россию и доверяющий ему, недостаточно проверяет субконтракторов своего партнера. При этом партнер отправителя из-за загруженности также не успевает контролировать действия своего субконтрактора. В данной ситуации пломбы, установленные партнером отправителя, могут быть заменены работником субконтрактора на иные, но с теми же но­ мерами, а часть груза похищена. Контейнер доставляется до ближайшего таможенного поста с пломбами, номера которых соответствуют указанным в документах, затем по дороге они могут быть вообще сняты и заменены на таможенные. Груз доставляется получателю под пломбами,  номера  которых  совпадают с известными отправителю, либо под таможенным обеспечением, однако при разгрузке обнаруживается недостача.

Что касается хищений непосредственно из контейнеров без нарушения пломб, то конструкция стандартных 20- или 40-футовых контейнеров предусматривает крепление или соединение их элементов не только с по­ мощью сварки, но и с помощью клепки или болтовых соединений.

Известно, что один и тот же контейнер может проходить многократно через один и тот же порт, узловую ж/д станцию или контейнерный терминал (включая их ремонтные цеха). Поэтому можно предположить (и конструкция контейнеров это позволяет), что некоторые элементы запорных устройств контейнеров заменяются на бутафорские, разборные, что обеспечивает преступнику возможность проникновения внутрь. Свидетельства подобных случаев существуют. Есть свидетельства иного способа кражи, когда злоумышленник во время загрузки товара прячется в контейнере, очевидно, при наличии свободного места. Затем контейнер пломбируется пломбами отправителя и перевозится на терминал, где он должен быть опломбирован, например пломбами перевозчика. Преступник внутри контейнера вывинчивает болт на проушине с пломбой, его сообщники открывают контейнер и крадут часть груза, а вывинченный болт заменяется на бутафорский и ставится на место. Вероятность проникновения в трейлер без нарушения пломб более высока из-за особенностей его конструкции. Из переговоров с профессиональными водителями известно, что существует, по крайней мере, 4-5 технически несложных в исполнении способов осуществления таких хищений. Известно, что композиционное пластиковое покрытие трейлеров, скрепленное стальным тросом вдоль бортов и капроновыми ремнями по бортам, является единственным препятствием для проникновения внутрь. Несмотря на то, что вся эта конструкция фиксируется пломбами, существует, по крайней мере, два достаточно очевидных способа рассоединения стягивающего троса или ремней с бортом трейлера.

Для этого крепление нескольких, размещенных рядом на откидных бортах проушин, через которые продевается трос, заранее ослабляется, в момент хищения они снимаются со своих мест, обеспечивая доступ внутрь, затем устанавливаются формально на место, а после разгрузки эти проушины уже пустого трейлера заменяются на новые. Такая же процедура может быть проделана и с наконечниками самого троса, в отверстия которых продевается пломба. Без участия самого водителя подобные хищения маловероятны. Автогрузовой эксперт, сюрвейер, в начале осмотра транспорта, доставившего груз, подлежащий смотру, обязан реально удостовериться, что пломбы оригинальные, не имеют следов повреждений, а состояние транспортного средства не вызывает подозрений. В случае, если был заключен договор охраны на вооруженную охрану груза при его транспортировке, охрана сдает груз совместно с водителем.

 

Кража как результат повреждения пломб или самого транспортного средства.

Данный раздел мною был изложен еще в 2011 году в книге «Система безопасности предприятия». На сегодняшний день, все этих фактов кражи можно избежать, если транспортная компания заключит договор на вооруженную охрану (сопровождение) груза.

Выйдя с места отправки, после полного оформления груза водитель автотранспортного средства один решает все возникающие проблемы, связанные с проверкой правильности оформления документов и соблюдения графика перевозки и с решением вопросов, возникших при аварийных ситуациях. Техническая и материальная обеспеченность водителя, очевидно, зависит от финансового положения транспортной компании, его ответственность - от него самого. Поэтому многие возможные кражи груза, перевозимого в транспортном средстве, находятся в связи с действиями водителя, а затем уже с состоянием транспортного средства и обстоятельствами, складывающимися в пути. Наиболее частый вид краж грузов из трейлера во время перевозки - несанкционированное вскрытие трейлера неустановленными лицами в момент сильной занятости водителя, его отсутствия либо ночного отдыха. В определении данного вида хищения обязательным условием исполнения данного преступления является его тайный от жертвы способ. Следовательно, кража груза из движущейся машины может быть совершена, когда она следует на малой скорости, например на крутом подъеме, и водитель занят ее управлением, при плохой видимости или обзоре машины.

Такие кражи сопровождаются порезом тента. Преступник на ходу проникает в трейлер и выкидывает часть груза на обочину. Следующая за трейлером машина сообщников собирает груз. При этом преступники пользуются специально сконструированными и изготовленными из металла приспособлениями, похожими на лестницы и крючья. Результат от такой кражи - повреждение тентового покрытия трейлера и недостача одного - двух десятков упаковок. Еще раз заостряю внимание читателя, всего этого могло бы и не произойти, если бы в машине присутствовал охранник и выполнял функции вооруженной охраны груза. В момент, когда водитель на короткое время оставляет машину на обочине или на неохраняемой стоянке для приема пищи в придорожном кафе, также может происходить кража части груза. В данных обстоятельствах известны случаи, когда преступники даже у всех на глазах могут подогнать легковую машину прямо к дверям трейлера, сорвать пломбу и за считанные минуты, выгрузив десятка полтора единиц груза, скрыться с места преступления. Если машина припаркована в месте, граничащем с лесопосадками, при плохом освещении, например, вечером или ночью, кража может быть значительной, так как часть груза может быть просто перенесена от машины в лесопосадки. Такие случаи известны по остаткам упаковок похищенного груза, найденным в лесу на значительных расстояниях от транспортного средства.

Известны факты кражи значительного количества груза в дороге из контейнеров или вагонов на коротких остановках или на узловых станциях, часто в ночное время, когда с помощью специальных металлорежущих инструментов, механических или газовых, вскрывается крыша контейнера или демонтируется пол вагона и производится изъятие части груза. Реже подобное происходит в портах, поскольку для этого необходимо обеспечить вывоз украденного с охраняемой территории порта через проходную. В местах парковок, как «стихийных» неохраняемых, так и на официально организованных и охраняемых, там, где водители останавливаются на отдых и для осуществления мелкого ремонта, тем не менее, могут происходить наиболее внушительные по потерям кражи.

Преступники используют разнообразные способы отвлечения внимания водителя, используя фактор его естественной усталости и неустроенности быта в дороге или просто подавляя его бдительность, например, предлагая спиртное, провоцируя его покинуть автомобиль, вовлекая его в вынужденный ремонт, на некоторых «криминализированных» парковках переставляя автомобиль в невыгодное на площадке место и т.д.

Можно привести пример хищения электроники из трейлера на охраняемой площадке, которое спровоцировано охраной стоянки, обязавшей одного из двух водителей­ коллег расставить свои грузовики, уже установленные дверь в дверь, и переставить один из них таким образом, чтобы к его двери был свободный доступ со стороны проволочного заграждения, выполнявшего роль забора рядом с пустырем. Результатом этого распоряжения охраны стала кража 20% груза ночью, в момент отдыха водителей. Вероятнее всего, похищенное было перегружено в соседний пустой грузовик, подставленный специально, которой сразу ушел с парковки после совершения кражи, либо груз был переброшен через забор. Первое более вероятно. Некоторые водители, осуществляющие постоянные рейсы в Москву, имеют родственников или друзей и по приезде покидают машины, надеясь на охрану места парковки. В этом случае вопрос хищения зависит от ситуации с персоналом площадки. Некоторое время назад, в настоящее время реже, водитель, доставивший груз в Москву, вынужден был выстаивать очередь в течение нескольких суток перед таможенным терминалом или назначенным для обязательной разгрузки СВХ, паркуя свою машину на примыкающих улицах. Обустроенность и освещение этих мест могли быть такими, что создавали обстоятельства, когда водитель физически не мог визуально проконтролировать ситуацию снаружи в течение всей ночи, чем также пользовались преступники. Особое место занимают примеры хищений грузов, также по сути являющихся кражей (по крайней мере, по отношению к отправителю или получателю), которые сопровождают дорожно-транспортные происшествия. Факторы, провоцирующие данный вид краж: неправомочные или безответственные действия некоторых сотрудников государственных служб; отсутствие достаточных материальных средств и средств коммуникации у водителя для обеспечения, прежде всего, оперативной телефонной связи со своим офисом, а также для покрытия соответствующих расходов, связанных с ДТП, и оплатой услуг привлеченных сторон на осуществление восстановительных работ, оплату подъемных механизмов, погрузочно-разгрузочных работ, складских услуг и т.д.

Бывают ситуации, когда водитель просто вынужден для сохранения большей части, например, скоропортящегося груза расплачиваться несколькими его местами. При этом водитель не оформляет свои действия должным образом и фактическую в данном случае кражу выдает за последствия ДТП. Кража всего перевозимого груза обычно следствие заранее подготовленной акции и сопровождается кражей и самого транспортного средства или контейнера. Крайне редко подобные кражи следствие непрофессиональных действий водителя. Наиболее простой пример подобного следующий случай. В Москве, при осуществлении внутренней перевозки, когда водитель тягача МАЗ остановился недалеко от табачного киоска, не заглушая двигатель, покинул кабину и зашел в киоск купить сигарет. Вернувшись на место парковки, он не обнаружил машины. Преступники угнали ее вместе с грузом.

Неправомочно ограничивать квалификацию действия водителя в данном случае только преступной халатностью, поскольку вероятность возникновения подобного события на улицах большого города весьма мала. Вполне вероятно, что в данном случае речь может идти о преступном сговоре с целью похищения груза. Подобная ситуация возможна и в момент, когда во время движения происходит поломка транспортного средства, иногда спровоцированная злоумышленником, когда водитель не может произвести ремонт на месте и вынужден покидать машину на короткое время, например для звонка в головной офис или ремонтную службу. Однако этого времени достаточно, чтобы преступники, спровоцировавшие поломку машины, успели ее разгрузить или украсть большую часть груза.           

Другой, и более часто встречающийся, способ кражи всего груза - следствие мошеннических действий преступной группы людей, которые, встречая «доверчивого» водителя в очередях у мест таможенного оформления грузов, у складов СВХ, выдают себя за получателя и уговаривают его переместить груз на якобы их специальную и ими же охраняемую стоянку, где таможенное оформление и разгрузка будут происходить быстрее.

После того, как водитель доставляет груз на указанное место стоянки, преступниками создается ситуация, когда   водителя   побуждают   покинуть   транспортное средство вместе с транспортными документами, например для их исправления, оформления. Затем эти люди «теряют» водителя где-нибудь в очереди в кафе или каком-нибудь офисе, а груз в это время перегружается в другую машину и увозится. В данном случае хищения имеют место два вида пре­ступных действий неустановленных лиц против водителя: мошенничество и собственно кража.

 

Смысл данных видов краж заключается в сокрытии самого факта кражи.

В случае,   когда   погрузка   перевозимого   товара в транспортное средство происходит непосредственно от изготовителя, трудно предположить, что сотрудники ведущих фирм могут быть участниками краж. Система контроля и учета в крупных фирмах практически исключает подобную возможность.

Другое дело, если речь идет о небольшой компании, занятой только финишной сборкой и упаковкой продукции, либо о промежуточном складе, где происходит накопление продукции и первичное формирование заказа. В этом случае предприятие, имеющее небольшие обороты, неспособное содержать постоянный штат складских рабочих-грузчиков и, следовательно, заинтересованное в сокращении своих расходов, может привлекать на погрузочные работы почасовых служащих с минимальной оплатой труда. Соответствующий сотрудник предприятия обращается, как правило, к известному ему «брокеру», который   и подбирает состав бригады в зависимости от заказа. Среди привлеченных рабочих могут быть люди, которые ставят своей задачей кражу нескольких единиц товара, как правило, небольших габаритов, с сокрытием явных следов кражи.

Методы, которые могут быть при этом использованы, очень разнообразны и зависят от условий организации работ. Эффект от подобных краж может быть показан на примере хищения жестких магнитных дисков­ носителей памяти для персональных компьютеров или микропроцессоров, стоимость 0,5 кг которых может достигать нескольких тысяч долларов.

Несмотря на то, что водитель, являясь обычно и экспедитором, обязательно проверит количество единиц полученного товара и не найдет расхождений с документами, при выгрузке получатель установит недостачу. Функция охраны при вооруженной охране груза наступит после принятия груза под охрану. На крупных складах (обычно в портах) с большим оборотом разнообразной продукции, где имеется постоянный штат грузчиков-эмигрантов, часто возникают неформальные взаимоотношения, результатом которых могут быть организованные хищения с элементами сокрытия его признаков у формируемого для отправки груза. Такие кражи характерны для электронной техники и небольших количеств пищевых продуктов, а также для товаров, которые могут быть использованы самим преступником либо быть легко им реализованы. Подмена коробок либо частичное изъятие содержимого возможны в момент между ночной и утренней сменами.

Например, известна практика подготовки грузов электроники в ночное время, тогда как погрузка осуществляется в дневное время другой сменой. На некоторых складах Финляндии водители не допускаются к пересчету мест при погрузке, так как трейлер непосредственно устанавливается в промежуточной зоне склада, где находятся разнообразные грузы местного потребления и где присутствие посторонних запрещено. С другой стороны, прием тех же грузов на такие же склады происходит только в дневное время.

Для генеральных грузов, как во время разгрузки пришедшего на консолидационный склад товара, так и при погрузке отправителю, отсутствуют представители таможни и независимые эксперты, а выявляемые недостачи или повреждения отмечаются только внутренними службами склада в актах. После накопления подобных актов, как   правило, раз в месяц, информация   о недостачах   отправляется в таможню и подписывается либо с опозданием, либо задним числом. Все вышесказанное можно отнести и к иным, чем электроника, грузам, например кондитерским изделиям.

Особенность перевозок таких видов грузов - практика таможенной очистки в небольших городах, удаленных от Москвы на 150-200 км, возможная последующая перегрузка на другой транспорт и доставка в Москву, что часто сопровождалось случаями выявленных недовложений.

Что касается пищевых продуктов, например продуктов глубокой заморозки, было замечено, что обычной практикой для грузов, доставленных по морю, является загрузка коробок непосредственно на пол рефрижератора без использования пакетирования груза. Пустые коробки или коробки с частичным изъятием, но по внешнему виду неповрежденные, обнаруживались чаще в центральной части либо в средних рядах укладки в рефрижераторе.

Характер данного вида хищения указывает на желание его сокрытия от проведения любой   инспекции в пути. Ниже, в следующем абзаце мы остановимся на возможных вариантах, при осуществлении вооруженной охраны (сопровождения) груза.

Сложно предположить, что некто, заинтересован­ ный в краже части груза, но не в ее сокрытии, получив доступ к грузу, например в пути, будет заниматься рас­ паковкой, выемкой и последующей упаковкой и укладкой коробок, проделывая все это внутри трейлера при температуре минус 20 градусов. Поэтому для подобных грузов вышеприведенные обстоятельства косвенно указывают, что наиболее вероятным местом данного вида хищения является место загрузки или перегрузки товара. Обычно объем недовложений 50-300 кг. для 22 т. общего груза. Вышеизложенное не относится к случаям выявления полупустых или пустых коробок, иногда обнаруженных в хвостовой части рефрижераторов. Чаще это обычная кража, которая имеет место после вскрытия транспорта таможенным инспектором.

Недовложения выявляются во время выгрузки либо при 100%-ной проверке грузовых мест, либо самими грузчиками, которые по весу стандартного грузового места определяют его отличие, путем сравнения данных сопроводительных документов и результатов подсчета груза либо результатов его взвешивания. Иногда недостача выражается в отсутствии десятков грузовых мест, против данных транспортных документов, при доставке груза под сохранным таможенным обеспечением или под сохранной пломбой отправителя. Недостача выявляется либо сразу по пустотам в транспортном средстве, либо в хвостовой части, либо в середине трейлера, контейнера, по необычно неплотной закладке грузовых мест.

Недостача в данном случае определяется либо расчетом и сравнением объемов грузовых мест и объема вместимости транспортного средства, либо по документам. Причин подобных хищений может быть две: сохранность пломб, это офисная ошибка при составлении транспортных документов, либо кража во время погрузки. Из практики, работая длительное время с транспортными компаниями, выполняя функции вооруженного сопровождения груза, убеждаю заказчика в том чтобы охрана начинала выполнять свои функции уже на складе. На этапе погрузки груза.

 

Начинаем публикацию нового раздела по тематике «вооруженное сопровождение груза при его транспортировке. Оговорюсь сразу, мы будем рассматривать только случаи, когда в событиях принимала участие страховая компания. По этой же причине, мы крайне сузили разбор происшествий с грузом, их было гораздо больше, но автор был допущен только к информации, полученной от страховой компании.

Методика расследования хищения на транспорте.

При рассмотрении вопросов анализа и методологии расследования хищений, возникающих при транспортировке грузов, целесообразно установить ограничения тому их количеству и разнообразию, которое может иметь место. То есть предлагается рассмотреть основные и наиболее часто встречающиеся виды хищений, имеющих непосредственное отношение к зафиксированным за последние несколько лет страховым событиям, в разбирательство которых был вовлечен автор, а именно:

- Кражи во время осуществления транспортировки, кражи при выгрузке.

- Мошенничество в момент передачи груза по месту назначения.

- Ограбления в период транспортировки груза или во время передачи его по месту назначения.

Реже встречаются ситуации, когда кражи осуществляются после погрузки перед (в самом начале транспортировки, до завершения оформления груза, кражи или недовложения во время погрузки, кражи во время) и после ДТП (неоформленные изъятия некоторыми сотрудниками государственных органов части груза и т.д.).

Все перечисленные выше виды хищений груза или его части могут быть следствием кражи, мошенничества или ограбления.

При рассмотрении ниже указанных происшествий, автор отмечает, то что перевозчиком был нарушен главный принцип безопасности при перевозке ценных грузов, это вооруженное сопровождение груза при его транспортировке, охраны не было во всех рассматриваемых случаях. Да, груз страховался, но страховая компания не оценила степень рисков, за что и поплатилась.

Наиболее вероятными прямыми участниками преступления, в общем случае, могут быть следующие стороны:

•         сам перевозчик, например водитель для случаев краж части груза или мошенничества при недоставке груза истинному получателю;

•         участники разгрузки в конечном пункте доставки груза, обычно для случаев краж части груза во время его приема от перевозчика;

•         неустановленные лица, что характерно для краж во время перевозки, мошенничества и ограблений в момент передачи груза по месту назначения.

Опять же, если владелец груза, выбирая транспортную компанию для транспортировки груза не поинтересовался, а есть ли у перевозчика договор на вооруженную охрану (сопровождение) груза при его транспортировке с охранной организацией, то косвенно он, владелец, может попасть в круг подозреваемых при незаконном завладении его грузом.

Круг косвенных участников подобных преступлений может быть достаточно широким   и может   включать в себя практически все вовлеченные в данную перевозку стороны, которые имеют отношение к грузу, и стороны, могущие использовать информацию о грузе в корыстных и преступных целях.

Частных причин данных видов преступления может быть очень много, поэтому данный вопрос здесь подробно не обсуждается. Однако, с точки зрения установления базисной отправной точки при рассмотрении вопроса о признании какого-либо события страховым случаем и сопоставления реальных фактов события с условиями страхового полиса, объективной стороной хищений для отмеченных выше участников преступления является факт неправомерного и безвозмездного завладения самим грузом или его частью, что определяется как объект посягательства.

Круг участников преступления расширяется, когда объектом посягательства являются: груз и денежные средства, которые утаиваются от уплаты в казну государства, либо присваиваются незаконным образом, что характерно для случаев уклонения от уплаты соответствующих налогов; компенсации финансовых потерь одного из участников поставки от допущенных им ошибок при ведении дел, несанкционированного вывоза капитала за границу; желание получить необоснованное возмещение за утрату груза от страховой компании; просто контрабанда, включая ввоз наркотических и иных запрещенных к ввозу веществ.

Для отмеченных выше видов хищений участники преступления могут определяться с точки зрения проявления их интереса в совершении данного вида преступления.

Ниже рассмотрены основные характеристики указанных выше видов хищений, их особенности, что позволяет сформулировать методологическую часть их раскрытия применительно для страховых событий.

Кражи перевозимых грузов

Кража - это тайное хищение чужого имущества.

Согласно определению УК РФ, кражей является одна из форм хищения, основным из признаков которой является корыстная цель, т. е. виновный осознает, что в результате его действий определенное чужое имущество пере­ ходит в его обладание, и желает этого. Он осознает также противоправный и безвозмездный характер завладения имуществом. От других способов хищения кражу отличает тайный способ изъятия чужой собственности, т. е. без ведома и согласия собственника имущества, как правило, не­ заметно для посторонних, даже в присутствии владельца.

С другой стороны, кража - это такое изъятие имущества у потерпевшего, который может не воспринимать происходящего. Кража возможна и в присутствии посторонних лиц, если преступник пользуется тем, что присутствующие не осознают неправомерность его действий. Например, когда по обстоятельствам дела для окружающих не ясна принадлежность имущества, либо преступник обманными уловками создает у посторонних впечатление, что имущество принадлежит ему, либо он уполномочен распорядиться этим имуществом.

В данном разделе констатирую тот факт, что ЧОО привлекают для вооруженной охраны груза при его транспортировке. А все ниже указанные случаи, это манипуляции с грузом до момента его перемещения.

Другой признак кражи - ненасильственный ее характер по отношению к потерпевшему.

Таким образом, кражу как один из видов хищения отличают корыстная цель завладения чужим имуществом, тайный способ его изъятия и ненасильственный характер самого преступления. Автор отмечает тот факт, что во многих, ниже указанных, случаях, вооруженная охрана груза смогла бы на 50% снять вариант возникновения этих фактов.

Практика проведения автогрузовых экспертиз, связанных с кражами грузов при их транспортировке, показывает следующие разновидности данного вида хищения:

•         кража отдельных товаров, извлеченных из упаковки;

•         кража части или всего груза во время транспортировки и передачи груза получателю;

•         уменьшение остатков при общей краже;

•         инсценировка кражи, подмена или фальсификации товара в пути (увеличение веса за счет увлажнении и т.д.);

•         составление подложного акта о порче либо хищении товара в пути;

•         использование возможных ошибок в транспортных документах;

•         необоснованное применение норм естественной убыли при   транспортировке   (искажение   данных о расстояниях, времени перевозки, виде транспорта и груза и проч.).

Характерные примеры перечисленных выше видов краж, безотносительно от обсуждения действий участников.

 

В установленное время группа проводит прием спецавтомобиля, штатной и специальной техники, получает оружие, спецсредства и боеприпасы, знакомится с маршрутом движения и сопровождающим ценности лицом.

Лицо, перевозящее ценности, находится в салоне-кузове спец­ машины под охраной на протяжении всего маршрута до момента передачи этим лицом ценностей по назначению. Сотрудники охраны выполняют функции личной охраны этого лица на всем протяжении маршрута.Лицо, сопровождающее ценности, при нахождении на маршруте, подчиняется распоряжениям старшего группы инкассации, которые касаются правил и действий по обеспечению безопасности этого лица и надежной охраны перевозимых ценностей. Ценности могут быть приняты под постоянную охрану старшим группы инкассаторов только в случае тяжелой болезни, ранения или смерти сопровождающего эти ценности лица.

Под временную охрану ценности могут быть приняты только по личной просьбе сопровождающих их лица при его кратковременной отлучке из спецмашины, купе, каюты, салона самолета. В случае отлучки, лицо, сопровождающее ценности, предъявляет их старшему группы в опечатанном бауле (спецчемодане). Старший группы инкассаторов проверяет целостность и четкость печатей на бандероли, пакете и в  случае отсутствия претензий принимает ценности под временную охрану, подписавшись во внутренней ведомости сопровождающего ценности лица и поставив соответствующую подпись в своей ведомости, По возвращении к своему месту лицо принимает ценности в аналогичном порядке, подписываясь во внутренней описи старшего группы инкассации.

Во всех иных случаях, за исключением указанных, группе ох­ раны запрещено принимать ценности под личную охрану.

Обеспечивая безопасность лица, сопровождающего ценности, группа вправе применять в установленных законом случаях оружие и спецсредства для защиты этого лица и перевозимых ценностей.

Наш адрес

Московская область, г. Мытищи ул. Новослободская, вл. 1, ст. 1
8 (495) 582-42-90

© 2006 - 2019 www.globez.ru | Глобал-Безопасность Все права защищены.