ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Заказать инкассацию

+7 903 292-11-75(круглосуточно) 

 

Дежурный телефон

+7 495 582-42-90 (круглосуточно)

Заказать охрану объекта

+7 916 270-18-75   +7 906 058-69-14 (круглосуточно)

Центр Профессиональной Подготовки

+7 495 582-42-91 (с 8:00 до 18:00)

Спортивно-Стрелковый клуб

+7 495 582-42-92 (с 8:00 до 21:00)

 

ava1
Рубрику ведет Председатель правления
Объединения "Глобал-Безопасность",
доктор экономических наук, профессор
Королёв Михаил Иванович
 
 

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

 SOL9466

 

Приветствую всех, кто интересуется развитием охранного бизнеса. Как и любой другой бизнес, наше направление имеет множество факторов, от которых зависит успешная работа. Все знают, что компании, занимающиеся инкассацией, сопровождением грузов, охраной объектов, подчиняются жесткому регламенту, но при этом имеется множество нюансов, которые необходимо знать и учитывать.  За годы работы, я накопил большой опыт и хочу поделиться им с Вами. Публикации в моей колонке эксперта будут выходить еженедельно. А если Вы захотите что-то обсудить или спросить, я с удовольствием отвечу Вам. Пишите Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность", 

доктор экономических наук, профессор

Королёв Михаил Иванович

 

В этой статье рассмотрим действия экипажа инкассаторов при возникновении нестандартных или даже экстремальных ситуаций при перевозке денег и ценных грузов.

 

Ситуация первая: ПОЛОМКА АВТОМОБИЛЯ ИНКАССАЦИИ.

При обнаружении неисправности (поломки) автомобиля на маршруте и невозможности продолжения движения (доставки ценного груза) на базу, водитель останавливает автомобиль в безопасном месте, включает сигнал аварийной остановки, при соблюдении мер безопасности выставляет знак аварийной остановки. Все двери должны быть закрыты изнутри салона автомобиля. Старший группы инкассации сообщает оперативному дежурному о случившемся.

До прибытия резервного автомобиля члены группы находятся внутри салона, а старший группы организует круговое наблюдение и охрану ценностей, информируя оперативного дежурного о всех изменениях, происходящих на прилегаемой к автомобилю территории.

С прибытием резервного автомобиля, группа инкассации переносит в него ценности. Обязательно под охраной резервной группы. Автомашины располагаются в противоположном направлении на наименьшем расстоянии друг от друга с включенными аварийными сигналами. Через открытые боковые двери, которые являются дополнительной защитой, ценности перегружаются из салона в салон. При этом один или несколько членов группы охраны ценных грузов осуществляют охранные функции.

Первой закрывается бронированная дверь груженого автомобиля. После доклада старшего группы инкассации оперативному дежурному о перегрузке ценностей, группа на резервном автомобиле продолжает доставку ценностей. Начальник подразделения инкассации принимает меры к буксировке неисправного автомобиля на ремонтную базу. Оперативный дежурный сообщает в организации о задержке заезда группы охраны, принимая меры по обеспечению безопасного продолжения операций на маршруте.

Ситуация вторая: ДТП ПРИ ИНКАССАЦИИ.

При дорожно-транспортном происшествии спецавтомобиль остается на месте ДТП, включается аварийный сигнал и выставляется знак аварийной остановки. Все члены группы охраны находятся в машине. Старший группы или один из членов группы сообщает оперативному дежурному по ЧОП о происшествии. Пострадавшим членам группы оказывается первая доврачебная помощь с использованием аптечки автомашины. Непострадавшими в ДТП членами группы охраны организуется охрана ценностей. Группа ожидает прибытия представителей ЧОП и ГИБДЦ. Если в результате ДТП пострадал один из членов группы и он нуждается в срочной госпитализации, старший группы временно изымает у него оружие и боеприпасы для последующей сдачи оперативному дежурному по ЧОП, составляя акт в произвольной форме. В дальнейшем группа действует по решению начальника подразделения. Начальник подразделения или оперативный дежурный сообщают заказчику о задержке группы инкассации и замене группы, а также принимает меры к продолжению маршрута резервной группой.

Ситуация третья: ВОЗГОРАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ИНКАССАЦИИ.

При возгорании в салоне спецавтомобиля, водитель останавливает машину и отключает питание. Старший группы принимает меры к тушению очага возгорания и докладывает о случившемся оперативному дежурному по ЧОП (начальнику подразделения). При невозможности ликвидировать возгорание, группа охраны организует эвакуацию ценностей в безопасное место, их охрану, оказывает помощь пострадавшим и ожидает прибытия пожарных расчетов и резервной группы. О происходящем постоянно информируют оперативного дежурного по ЧОП. В дальнейшем группа действует по решению начальника подразделения (оперативного дежурного). Начальник подразделения (оперативный дежурный) сообщает клиентам о задержке группы охраны и принимает меры к эвакуации ценностей и возобновлению движения по маршруту.

Ситуация четвертая: ОБНАРУЖЕНИЕ ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА В АВТОМОБИЛЕ ИНКАССАЦИИ.

При обнаружении в спецавтомобиле взрывного устройства, старший группы сообщает об этом оперативному дежурному по ЧОП, принимает меры по эвакуации группы и ценностей в безопасное место (лучше всего в ближайший кассовый узел инкассируемого подразделения или клиента), организует охрану ценностей до прибытия резервного автомобиля с группой охраны. Оперативный дежурный по ЧОП сообщает о происшествии в полицию по телефону «02» и направляет к месту происшествия резервную группу, далее сообщает в организации клиентов о задержке заезда.

Ситуация пятая: НАПАДЕНИЕ НА АВТОМОБИЛЬ ИНКАССАЦИИ.

При нападении на спецавтомобиль, водитель включает световые и звуковые сигналы, требует освободить дорогу. Старший группы через ГГУ предупреждает о применении служебного оружия, докладывает по радиосвязи оперативному дежурному по ЧОП. Группа изготавливается для отражения нападения. В случае блокирования автомобиля и невозможности продолжения движения, члены группы готовят противогазы, проверяют надежность запоров всех дверей и люков автомобиля. При применении нападающими химических средств (08) члены группы надевают противогазы. Старший группы руководит действиями подчиненных до прибытия полиции и резервной группы. Оружие применяется в соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона «Об оружии» и ст. 16, 18 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Группе охраны инкассаторов категорически запрещается преследовать нападавших.

 

Стационарная засада.

Стационарная засада организуется с целью остановки или блокирования автомобиля в ходе его движения.

Преступники могут создать имитацию аварийной ситуации, ремонта дороги и т. п. Для этого используют легковые и грузовые автомобили, любой транспорт, бревна, мусорные баки, контейнеры, ящики и другие предметы. Старайтесь избежать ловушек, объезжая препятствия. Следует учитывать особенности местности, скорость движения автомобиля, состояние дорожного покрытия, рас­ стояние до препятствия, интенсивность движения, возможность та­ рана, климатические условия и др.

Необходимо соблюдать дистанцию у светофоров для совершения маневра в случае необходимости. Нельзя приближаться к местам аварии, препятствиям на маршруте, выходить из автомобиля.

Может быть совершена попытка проникновения в автомобиль методом «автостопа», когда один из преступников (чаще, женщина, лицо, выдающее себя за сотрудника полиции или военнослужащего), голосуя, останавливает автомобиль с просьбой подвезти или оказать содействие в ремонте или буксировке автомашины.

В случае попытки сотрудника полиции остановить спец автомобиль, старший группы охраны через закрытое окно автомобиля предъявляет удостоверение охранника и сообщает о том, что группа выполняет задачу по доставке ценностей. Предложить сотруднику полиции проследовать на стационарный пост ГИБДД, для выяснения причин остановки.

Если сотрудник полиции препятствует дальнейшему движению спец автомобиля, старший группы охраны, не выходя из автомобиля, докладывает оперативному дежурному по инкассации и сопровождению грузов об остановке (в том числе сообщает государственный регистрационный номер автомашины ГИБДД, личный номер сотрудника) и ожидает прибытия начальника группы охраны или ответственного лица из ЧОП. До прибытия представителей ЧОП никому из группы охраны не разрешается покидать автомобиль, открывать двери, вступать в переговоры с сотрудником полиции.

Разновидность стационарной засады - завеса. Используется банд-группами, когда им известны пункты регулярных маршрутов группы охраны. Нападение, как правило, происходит в момент по­ садки или высадки из автомобиля или выхода с объекта приема груза под охрану.

Подвижная засада.

Бандиты «ведут» автомашину от ворот фирмы, наблюдают за ее отходом, и сообщают сигналом по рации о ее движении своим сообщникам. Местом нападения, обычно, выбирают малолюдные улицы и проулки, загородные дороги, железнодорожные переезды (со шлагбаумом), темные и захламленные подъезды к объектам сдачи груза, имеющие проходные дворы, подъезды, лестничные клетки и т. д. Если группу охраны преследуют, то надо использовать возможность движения по другим (резервным) маршрутам. Необходимо создать условия, пригодные для маневра на скорости управления автомашиной в ограниченном пространстве. К месту укрытия или в полицию надо следовать по хорошо известным улицам, используя особенности маршрута движения, стараться выбирать резервный маршрут, исключающий блокировку автомобиля.

В случае необходимости проезда в местах, ограниченных габаритами, с указателями направления движения (объезда) в связи с ремонтом дороги, можно пойти на обоснованный риск и выбрать маршрут движения, позволяющий лавировать между препятствиями.

Не пытайтесь оторваться от преследователей, используя рельеф местности и большую скорость.

Комбинированная засада на группу инкассации.

Чаще всего сценарий такой: машину группы инкассации, маршрут которой известен, «ведет» автомобиль преступников до места, где размещена стационарная засада. В этом месте разворот автомашины группы охраны в обратном направлении оказывается невозможен, так как сзади ее уже «заблокировала» автомашина преступников.

От слаженности и выдержки группы охраны в экстремальных и нестандартных ситуациях зависит сохранность груза и жизнь членов группы.

 

Перевозкой денежной наличности является вид деятельности, порядок осуществления которой регулируется договором, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Операция по перевозке наличных денег не относится к банковским операциям и не требует лицензии Банка России.

Перевозкой наличных денег является транспортировка принятых наличных денег в кредитной организации, ВСП, учреждении Банка России, осуществляющем кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и сдача их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России, осуществляющее кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, или передача клиенту, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства наличных денег.

Договоры частных охранных предприятий с банками или с клиентами на охрану наличных денежных средств при их перевозке и должностные инструкции охранников не должны давать основания для вывода о том, что сотрудники частного охранного предприятия занимались инкассацией денежных средств как одной из банковских операций. Например:

«Исполнитель выделяет необходимое количество сотрудников охраны, вооруженных служебным огнестрельным оружием, для охраны и сопровождения представителя банка для получения им материальных средств по доверенности банка и доставки в банк».

«Группа охраны осуществляет охрану представителя банка, пере­ возящего денежные средства, для чего в группе присутствуют сопровождающие охранники (в данном случае речь идет о совмещении видов охраны –жизни, здоровья и имущества при его транспортировке)».

При соблюдении таких условий деятельность ЧОПа не выходит за рамки деятельности по охране имущества, в том числе при его транспортировке, предусмотренной Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

 

 

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 выделяет охрану имущества «Заказчика» при его транспортировке в отдельный подвид охранных услуг. Когда ценность перевозимого груза исчисляется миллионами рублей, нужно позаботиться о его сохранности на всем протяжении пути. Даже суперсовременная аппаратура не заменит «человека с ружьем», специально обученного и подготовленного, а только поможет ему выпол­ нить задачу - защитить груз на трассе.

По дорогам России каждый день перевозятся тысячи всевозможных грузов и ценностей. Бизнесмены и руководители предприятий значительную часть времени проводят «на колесах». Но, как ни странно, именно во время движения, транспортные средства, их грузы, пассажиры и водители наиболее уязвимы со стороны криминальных элементов, что делает нападения на транспорт с целью завладеть перевозимым грузом, весьма распространенным видом преступлений.

По данным недавно проведенного Объединением «Глобал -Безопасность» исследования, вооруженное сопровождение ценных грузов вышло на 3-е место по востребованности среди охранных услуг. Сегодня многие частные охранные предприятия (ЧОП) для охраны и сопровождения ценных грузов формируют специализированные отделы, сотрудники которых проходят специальный курс обучения. Данный курс включает в себя обучение стрельбе в движении на автомобиле, работе со сложными средствами связи, а также занятия по тактике. В результате сотрудник получает навыки, необходимые для профессиональной охраны и сопровождения ценных грузов.

Введение такой специализации - ответ на пожелания заказчиков, которые становятся все требовательнее к уровню охраны. С другой стороны, и ЧОП заинтересован повышать качество услуги, чтобы работать с одним и тем же клиентом как можно дольше. Тем более, что риски, связанные с перевозкой грузов, очень велики и ошибки здесь обходятся дорого, как для заказчика, так и охранного предприятия, рискующего своей деловой репутацией.

Инкассация и сопровождение ценных грузов производятся при перевозке различными видами транспорта на территории Российской Федерации. На протяжении всего маршрута «Заказчику» предоставляется подробная информация о пути следования груза, состоянии транспортного средства, планируемом времени прибытия в пункт назначения. Перевозимый груз забирается в любом населенном пункте Российской Федерации и доставляется под охраной в пределах Российской Федерации; некоторые охранные организации практикуют кооперацию с аналогичными предприятиями Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ, что позволяет значительно расширить географию предоставляемых услуг.

Передача груза сотрудниками охраны осуществляется по системе «из рук в руки». По желанию клиента, специалистами отделов разрабатывается оптимальная (экономичная) схема маршрута. Обеспечение охраны груза предполагает, прежде всего, исключение незаконного вмешательства в деятельность транспорта третьих лиц. Под незаконным вмешательством имеются в виду противоправные действия, которые могут причинить вред здоровью людей, а также нанести материальный ущерб. Наряду с криминальными посягательствами к незаконному вмешательству относятся террористические акты, ставшие в последнее время «головной болью» всего человечества. По статистике, 50-70 % совершаемых террористических актов приходятся именно на транспортную структуру.

Самый действенный способ противостоять таким организованным группам - нанять вооруженную охрану. Это недешево: средняя цена за сутки работы одного охранника составляет 8- 10 тыс. рублей. Но компании, сталкиваясь с большими убытками от хищений, уже осознают, что для них альтернативы нет. Если раньше ущерб покрывался за счет страховки, то сейчас страховые компании закрываются одна за другой, а платежеспособность тех, которые остаются на рынке, вызывает сомнения. Охрана и сопровождение ценных грузов в пути просто необходимы, если «Заказчик» заинтересован в том, чтобы груз пришел в полном объеме и отличном состоянии.

Многие руководители, а также сотрудники охраны, когда начинают заниматься этим видом охраны, считают, что если у них есть бронированный автомобиль, оружие и крепкие ребята, которые обладают навыками рукопашного боя, то они готовы к работе по оказанию охранных услуг в области инкассации. Но они глубоко ошибаются: все это может служить лишь базой для приобретения знаний, умений и навыков для работы в этой сфере деятельности. Думаем, что ни для кого не будет секретом то, что в работе подразделений каждого вида охраны есть свои тонкости и нюансы, как, например, в работе сотрудников личной охраны, ГБР, объектовой охраны, так и сопровождения ценных грузов и инкассации. Многие сотрудники охраны, которые имеют желание заниматься охраной имущества, иногда даже и не представляют; сколько они должны знать и уметь.

Понимаем, что нельзя научиться что-то профессионально выполнять только по книге. Для этого, в первую очередь, нужны хорошие инструктора и долгие кропотливые тренировки под их руководством.

Профессиональную подготовку к этому роду деятельности Вы можете получить в нашем НОУ «Центр профессиональной подготовки» Объединения «Глобал - Безопасность».

 

Наш адрес

Московская область, г. Мытищи ул. Новослободская, вл. 1, ст. 1
8 (495) 582-42-90

© 2006 - 2019 www.globez.ru | Глобал-Безопасность Все права защищены.