ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Заказать инкассацию

+7 903 292-11-75(круглосуточно) 

 

Дежурный телефон

+7 495 582-42-90 (круглосуточно)

Заказать охрану объекта

+7 916 270-18-75   +7 906 058-69-14 (круглосуточно)

Центр Профессиональной Подготовки

+7 495 582-42-91 (с 8:00 до 18:00)

Спортивно-Стрелковый клуб

+7 495 582-42-92 (с 8:00 до 21:00)

 

ava1
Рубрику ведет Председатель правления
Объединения "Глобал-Безопасность",
доктор экономических наук, профессор
Королёв Михаил Иванович
 
 

Опасности при транспортировке грузов: грабеж, разбой, ограбление. Как противостоять.

Данная статья должна напомнить владельцам груза о том что, данный вид преступления совершается лицами, заранее планирующими его, а также о том что, противопоставить этому может вооруженная охрана груза при его транспортировке.

Грабеж - открытое хищение чужого имущества.

Хищение является открытым, т. е. классифицируется грабежом, если виновный сознавал, что совершает его в присутствии потерпевших или других лиц и что они понимают характер его действий. Следовательно, грабежом являются неправомерные действия, совершаемые преступником в присутствии потерпевшего, при этом преступник не скрывает того, что он намерен завладеть чужим имуществом. Грабитель не только игнорирует волю потерпевшего и мнение окружающих, но и демонстрирует готовность преодолеть возможное сопротивление. Таким образом, отличительный признак данного вида хищения - грабеж совершается не только в присутствии потерпевшего, но и в присутствии посторонних. Открытым также является хищение, которое преступник вначале намеревался совершить тайно, но, будучи застигнутым, продолжил на глазах у потерпевшего или других лиц. Такое перерастание кражи или мошенничества в грабеж может быть до полного завладения имуществом. Грабеж признается оконченным с момента завладения чужим имуществом и получением преступником реальной возможности распоряжаться этим имуществом как своим собственным.

Согласно УК РФ, основные признаки грабежа как элемента хищения:

• установление наличия прямого умысла на обращение чужого имущества в свою пользу и корыстной цели;

• захват и отобрание чужого имущества с целью его действительного завладения;

• открытость совершаемых противоправных действий;

• угроза применения насилия либо насилие, не опасное для жизни и здоровья потерпевшего.

Насилием, не опасным для жизни и здоровья потер­ певшего, принято считать побои, причинение легкого вреда здоровью, причинение физической боли или ограничение свободы, если это не создает опасности для жизни и здоровья. При угрозе применения огнестрельного или холодного оружия данное преступление перерастает в разбой.

Убеждая перевозчиков груза о необходимости заказывать услугу вооруженной охраны груза, я всегда говорю о том, что преступник, узнав о том, что груз охраняется вооруженной охраной, не будет рисковать, т.к. есть груз и без охраны.

Разбой - нападение с целью хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Данный вид преступления посягает сразу на два объекта: собственность и личность. Разбой признается оконченным преступлением с момента нападения преступника. Насилие может быть не только физическим, но и психическим, т. е. угроза с целью парализовать волю потерпевшего, принудить его передать имущество или не препятствовать изъятию его. Согласно ст. 111 УК РФ, причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, влечет за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо иного органа либо утрату органом его функций, или выражается в неизгладимом обезображивании лица, а также причинении иного вреда здоровью, опасного для жизни, или вызывает расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности, либо влечет за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией. Причинение здоровью вреда средней тяжести, не опасного для жизни человека, не влечет за собой последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызывает длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (ст. 112 У К РФ). Причинение легкого вреда здоровью вызывает кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (ст. 115 УК РФ).

Ограбление - вид хищений; относится к особо тяжким преступлениям, так как в некоторых случаях это сопровождается проявлением насилия против водителя и ведет к трагическим последствиям.

Примером может служить одна из перевозок дорого­ стоящего груза из Санкт-Петербурга через Псков в Москву двумя коллегами-водителями. Из-за вынужденной остановки по техническим причинам на подъезде к Пскову на дороге в ночное время оба водителя стали жертвами разбойного нападения преступников, которые не только насильственным образом завладели транспортными средствами и грузами, но и причинили тяжкий вред здоровью водителей, сделав им, видимо, для подавления их воли, внутривенные и внутримышечные инъекции химических веществ. В результате, один из водителей скончался, а другой спасен врачами-реаниматологами, но с потерей здоровья и трудоспособности на длительный срок. Особенность разбойных действий преступников в том, что эти действия сопровождаются открытостью и применением насилия над жертвой с целью завладения чужим имуществом. Имеются свидетельства характерных случаев, когда группа преступников, которая первоначально пыталась спровоцировать передачу документов на доставленный груз мошенническим способом, получала соответствующий отпор от водителей, но продолжала осуществлять свои намерения, применяя физическую силу против них, причем это происходило у ворот «подставного» терминала, куда водителей пытались «загнать» на глазах многочисленных свидетелей. Пока свидетели вызвали милицию, что отпугнуло преступников, водители в буквальном смысле бежали с места этой парковки на другой известный им терминал и скрывались там до приезда получателя, страхового эксперта и полной разгрузки. В это время, как стало по­ том известно, преступники продолжали поиски этого груза в течение двух дней, объезжая терминал за терминалом.

Другая отличительная особенность данного вида хищения - агрессивность преступников. Наиболее часто ограбления происходят при ситуации, когда водитель, осуществляющий перевозку самостоятельно, без напарника или не в конвое, производит вынужденную остановку на трассе, например для мелкого технического ремонта транспортного средства. В момент, когда он покидает кабину, на него обычно происходит нападение нескольких людей, которые подъезжают к этому месту на одной или двух легковых машинах, реже на миниавтобусе. Под угрозой оружия либо под сильным психологическим давлением водителя помещают в одну из легковых машин и увозят в заранее подготовленное место, где он содержится под охраной в течение от нескольких часов до нескольких суток. Водителю, если он не оказывает никакого сопротивления, постоянно может навязываться мысль о том, что это не ограбление, а вынужденная мера по возврату долгов получателя груза, соответственно, последний не откажется в дальнейшем при­ знать факт формального получения груза. Однако водителя предупреждают, что его обращение в милицию может вызвать нежелательные последствия, за которые будут расплачиваться не только он, но и его ближайшие родственники. Пока водитель находится под охраной, груз другим водителем доставляется в подготовленное для перегрузки место, где его выгружают или перегружают в другой транспорт. Позже водитель перевозится в одно из многолюдных или, наоборот, пустынных мест. Ему возвращают личные документы и деньги, чаще указывают, где он может найти свой грузовик. Иногда вместе с грузом похищается и само транспортное средство. Обычно ограблению подвергается дорогостоящий транспорт, а также дорогие грузы.

Подобные ограбления могут быть осуществлены при:

• получении достоверной информации о характере груза;

• скрытом сопровождении транспорта;

• остановке транспорта в намеченном месте;

• подавлении сопротивления водителя;

• похищении или изоляции водителя и его содержании под охраной;

• перемещении грузовика к месту перегрузки;

• наличии дублирующего комплекта транспортных документов. Техническое исполнение каждого из перечисленных выше условий ограбления может быть достаточно разнообразным. Однако общее их выполнение возможно только организованной группой преступников, имеющих как собственные источники информации и соответствующие технические средства, так и источники сбыта.

Грабителями транспорта с дорогостоящими грузами не могут быть только случайные «гастролеры». Это должны быть преступные группировки, действующие в городах, расположенных в непосредственной близости от трасс передвижения транспортного потока, рядом с местами сбыта или перегрузки похищенного товара. Противодействие ограблению со стороны водителя в ситуации отсутствия у него реальных средств защиты и помощи практически нулевое. По­ падая в руки грабителей, водитель, оказавший со­ противление, может быть подвержен серьезному насилию. Поскольку ограбление один из серьезнейших видов преступления, за которое также предусмотрено и серьезное наказание, грабители не будут нападать на любой проезжающий по дороге транспорт. Поэтому преступники должны пользоваться соответствующими источниками информации.

Если это не специально подготовленное одним из участников поставки преступление, то такими источниками информации могут быть: сам водитель, который бывает слишком словоохотлив на местах стоянок; коллеги водителя; некоторые сотрудники таможенных или правоохранительных органов, которые связаны с криминальными элементами и имеют право проверять транспортные документы; излишне доверчивый диспетчер транспортной компании перевозчика и т.д. Косвенно о грузе можно узнать по названию перевозчика на борту грузовика или получателя в CMR, стране происхождения товара, месте отправления и т.д. Автор полагает, что проблем для выяснения характера перевозимого груза у преступников не бывает, поскольку, наблюдая за товарным потоком по какой-нибудь конкретной трассе и анализируя результат наблюдения, можно безошибочно «вычислить» прохождение любого из них, тем более что перечень обычно похищаемых грузов достаточно ограничен. Грабители охотятся за совершенно конкретными видами легкореализуемых товаров. Иногда грабители от­ пускали водителя после совершения нападения и установления характера груза. Например, водителя, пере­ возившего линолеум в 4-метровых рулонах, отпустили, не тронув груз после нападения. Преступники случайно выразили свое недоумение - они ожидали груз кетчупов. После выбора жертвы преступники сопровождают его на легковых автомашинах до места, удобного для совершения нападения. Чаще нападение на водителей совершаются в вечернее или ночное время. Основная задача у преступников - остановка транспорта в определенном месте. Такие остановки могут быть случайными - водители барражируют определенный участок дороги и выявляют одиночные автомашины, стоящие на обочине. Либо остановки бывают вынужденные, насильственные, когда автомашину вынуждают остановиться в намеченном месте. Объяснения водителей, которые после освобождения сообщают, что нападение произошло в момент осуществления ими мелкого ремонта автомобиля, имеют один «недостаток» - сложно ответить на вопрос, кто завершил ремонт. Можно предположить, что преступники ожидают момента завершения ремонта, но тогда, как это может быть зафиксировано в вечернее или ночное время, когда водитель уже сел в кабину и готов отправиться в путь. Поэтому при выяснении данного вопроса автогрузовой эксперт обязан учитывать все возможные обстоятельства и быть предельно внимателен к деталям получаемых объяснений.

Более достоверно, что преступники вынуждают водителя делать остановку, например преграждая путь другим транспортным средством, останавливая транспортное средство под видом проверки документов и т.д., провоцируя условия выхода из строя конкретной детали автомобиля, которую позже можно легко заменить. Вынужденный остановиться на пустынной дороге, а иногда и днем на трассе с большим грузовым потоком, водитель в окружении преступников, в случае отсутствия у него средств связи, практически не может оказать никакого существенного сопротивления нападению. Поэтому он следует инструкциям преступников и покидает грузовик, оставляя все документы и ключи в их руках.

Отследить или просчитать дальнейший маршрут преступников, находясь в машине легкового автомобиля или на лежанке спального места собственного грузовика, со связанными ногами и чем-то накрытый сверху, водитель не в состоянии. За многолетнюю практику автора, ни один их опрошенных автором водителей не смог повторить маршрут своего передвижения в данном состоянии. С другой стороны, сложно предположить, что запуганный и, возможно, избитый водитель способен провести подобный анализ. Разгрузка похищенного товара происходит, как следует из объяснений всех водителей, без их участия, поэтому сведений об этом этапе преступления у нас нет. Однако освобождение водителей имеет особенности: водителя отпускают без нанесения ему вреда на много­ людной или пустынной улице таким образом, чтобы он не мог видеть своих похитителей и машину, на которой его привезли, предварительно сообщив ему, где находится его грузовик; водителя насильственно приводят в состояние сильного опьянения (компрометируют) и оставляют в собственном грузовике где-нибудь рядом со стоянкой автомашин; водителя отвозят в пустынное место, привязывают, например, к дереву и покидают.

Личные документы обычно возвращают водителю, однако при этом и в первом, и во всех остальных случа­ях водителя предупреждают о том, чтобы он обращался в милицию только через определенный срок, от одних до нескольких суток. Ограбление обычно происходит без нанесения серьезного вреда здоровью водителя, если водитель не оказывает сопротивления.

Пусть данные раздел послужит лишним напоминанием о том, что описанное выше, всегда может произойти и с вашим грузом. Каждый должен заниматься своим делом, водитель должен профессионально передвигаться по нашим дорогам, а охранник должен обеспечить охрану груза при его транспортировке.

 

Наш адрес

Московская область, г. Мытищи ул. Новослободская, вл. 1, ст. 1
8 (495) 582-42-90

© 2006 - 2019 www.globez.ru | Глобал-Безопасность Все права защищены.